Узбекские археологи нашли пропавший 1000 лет назад город амазонок Пайкенд
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [131]
Туризм [5]
Ваши статьи [16]

Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Наш опрос
На портале Buxoro надо расширить:
Всего ответов: 39


Вы вошли как Гость
Текущая дата: Понедельник, 2024-04-29, 3:51:19

» Статьи » Ваши статьи

Узбекские археологи нашли пропавший 1000 лет назад город амазонок Пайкенд
Как уже сообщалось, в глухой пустыне в окрестностях Бухары ученые обнаружили руины легендарного города Пайкенд, следы которого были потеряны почти тысячу лет назад. Что известно об этом таинственном городе? Пайкенд часто называют "азиатской Помпеей" - город был поглощен пустыней, а потому до наших дней сохранился под слоем песка почти в первозданном виде. Результаты раскопок, оказались сенсационными... Археологическое изучение Бухарского оазиса, расположенного в самом сердце Центральной Азии, на перекрестье крупнейших миграционных и торговых артерий Евроазиатского континента, всегда занимало особое место в понимании исторических процессов как на ее территории, так и далеко за ее пределами. Климат этого региона, окруженного ныне безводными пространствами, в древности был значительно более влажным. Поэтому не случайно на территории Кызылкума, по берегам высохших русел Протозарафшана, а также некогда существовавших бесчисленных мелких и крупных озер археологами выявлены сотни стоянок эпохи каменного века, эпохи бронзы, а также поселений и городов античности и средневековья, ныне полностью засыпанных песками.

Итак, что же за легендарный город Пайкенд и почему его открытие стало научной сенсацией? Об этом по просьбе нашего корреспондента рассказывает ведущий научный сотрудник Института археологии АН РУ Джамал МИРЗААХМЕДОВ:

- Расположенный в 60 км к западу от Бухары, Пайкенд, или в переводе Нижний город, располагался по самому нижнему течению Зарафшана на западной окраине Согда. Он также характеризуется не только как первый город-крепость на границе с пустыней, откуда всегда исходила угроза набегов от воинственных кочевых племен, но и как мощный городской форпост на границе с Ираном, сфера влияния которой в древности простиралась вплоть до левобережья Амударьи. Пайкенд в период раннего средневековья был одним из самых процветающих городских центров бухарского Согда и известен по китайским хроникам как княжество Би, находившееся в вассальной зависимости от более могущественного государства Ань (Бухара). В ранних арабских источниках ею называли Байкенд (откуда и китайское Би) и писали как о сказочно богатом городе купцов, все население которого занималось преимущественно международной торговлей шелком из Китая.

Ранней весной почти все взрослое мужское население города снаряжало огромный караван и на полгода отправлялось через Бухару, Самарканд, Ташкент и далее Тараз и Суяб к Великой Китайской стене. Эти же источники отмечают, что город являлся местом крупной оптовой торговли, и здесь на базарах раздавалась разноголосица купцов со всех концов света. Пайкендские купцы торговали везде, а на морях имели собственные фактории. Город заслужил славу прежде всего своим расположением - он стоял на перекрестке великих торговых путей. Из Пайкенда караваны уходили в Афганистан, Индию, к Уралу, на Волгу, на Кавказ, куда везли скакунов, саженцы плодовых деревьев, семена люцерны, стекло, фрукты, гончарные изделия. Торговали тут и живым товаром: особенно славились купленные на невольничьем рынке Пайкенда ремесленники, музыканты и танцовщицы. Здешние купцы проникали даже в Японию, Вьетнам и на Цейлон.

Пайкенд считался неприступной твердыней, поэтому источники называли его еще "медным городом". Монументальные двухэтажные сторожевые башни, возведенные древними архитекторами по всему периметру стен на расстоянии 60 м одна от другой, позволяли вести не только перекрестный огонь, но и обстреливать одну из башен с двух противоположных сторон в случае захвата ее врагами. Но сенсацией стало другое: оказывается, город защищало от набегов... женское войско. Почему? Подавляющая часть мужского населения занималась торговлей и на полгода с лишним оставляла свои дома, отправляясь в далекие путешествия, в городе оставались лишь женщины да малолетние дети. Пайкендские женщины всегда отличались своей независимостью. К примеру, на ранней стадии существования города (это IV-I вв. до н. э.) они могли сами выбирать себе мужей, причем не одного, а нескольких. Этот отголосок матриархата привел к тому, что в конце концов женщины стали и воевать наравне с мужчинами. Девочек с малых лет обучали не только езде на лошади, но и искусству стрельбы из лука. Кстати, последний факт был совсем недавно научно подтвержден. При раскопках ученым встретилось несколько изящных узких костяных колец. Пришлось поломать голову над их предназначением. Было совершенно ясно, что кольца не использовались в качестве украшений. Но тогда для чего? Разгадка оказалась простой - кольцо надевалось женщиной на средний палец и использовалось для натяжения тетивы лука. В более поздний период женщины отошли от бранных дел, заставив раскошелиться своих богатых мужей, пропадающих по нескольку месяцев вдали от дома, - город начали защищать дружины наемников-мусульман.

Город прекратил свое существование в середине XI в. в связи с прекращением поступления воды в низовья Зарафшана. То, чего не смогли сделать завоеватели, сделали пески - внезапно из города стала уходить вода, а вместе с ней и жизнь. Бесчисленные караваны потянулись из Пайкенда на восток. Вскоре в городе не осталось ни одной живой души. Гибель города, согласно историческим хроникам, приходится на XI век. Собственно, вся его древняя история была окутана глубокой тайной. В книге царей "Шахнаме" Фирдоуси основание Пайкенда приписывается мифологическому правителю Кей Хосрову, который построил на этом месте храм огня, где золотом была записана бессмертная книга зороастрийцев "Авеста". Современник Фирдоуси бухарский историк Мухаммад Наршахи сообщает, что Пайкенд древнее Бухары, и приводит легенду о правлении здесь одного из известных правителей - Абруя. Последний, видимо, являлся приверженцем идей маздакизма - революционного для своего времени течения с идеей абсолютного равенства между богатыми и бедными. Эти события, видимо, привели к посягательствам на имущество и гаремы состоятельных граждан со стороны черни. В результате богатые купцы переселились далеко на восток, где в Таласской долине основали новый город - Джамукат. Оставшиеся жители, страдавшие от гнета Абруя, призвали на помощь кочевых тюрок. Сын правителя тюрок прибыл в Пайкенд, пленил Абруя и предал его мучительной казни, приказав поместить его в мешок с крупными красными пчелами. Затем сын тюркского кагана получил эту область себе в управление. Сейчас совершенно определенно доказано, что все эти события происходили в VI в., когда власть в стране перешла к тюркскому каганату. Возможно, что изображение пчелы на одной из печатей, обнаруженной при раскопках, могло быть связано с этой историей.

К началу VIII в. в Средней Азии происходят значительные геополитические изменения, со стороны Амударьи сюда вторглись полчища арабских завоевателей, и первым городом на их пути был Пайкенд. Город оказал ожесточенное сопротивление, но после двухмесячной осады был захвачен хитростью, разрушен, а жители уведены с рабство. В руки арабов попали богатейшие трофеи, о которых рассказывают чудеса. Среди них несметное количество сосудов из золота и серебра и две удивительные жемчужины размерами с голубиные яйца. Был разрушен и храм огня, откуда вынесли золотые и серебряные статуи языческих идолов, которым поклонялись пайкендцы. Их обложили дровами, подожгли и, расплавив в слитки, отправили в столицу халифата.

Но самым своим большим успехом арабский полководец Кутейба все же считал захват в цитадели огромного арсенала с великолепным согдийским оружием. Только с разрешения верховного халифа он решился раздать это оружие своим солдатам, и те похвалялись между собой, показывая его отличные боевые качества и искусство исполнения. Во время этих событий большей части мужчин в городе не было, так как они находились в это время по торговым делам в Китае и других странах. Вернувшись на пепелища, они выкупили из рабства свои семьи и восстановили город. Историк Бухары Мухаммад Наршахи пишет по этому поводу, что не было, кроме Пайкенда, другого города, который, будучи разрушен совершенно, опустел бы, а потом так скоро вновь был восстановлен руками своих жителей.

Пайкенд в исторических источниках получил широкую славу не только своим богатством и монументальными стенами, но и как первый в Средней Азии город-республика, управлявшийся советом крупнейших торговых магнатов. События эти, видимо, происходили в эпоху наивысшего расцвета Великого шелкового пути: в VI - VII веках. Тогда согдийские купцы торговали не только китайским, но и своим шелком, широко известным по находкам его фрагментов в Восточной и Западной Европе. В результате работ выявлена историческая топография городища, состоявшего из нескольких разновременных частей. Наиболее древней является квадратная в плане (90Х90) возвышающаяся над остальной частью цитадель. Возникновение первого поселения на ее месте относится к концу IV - III в. до н.э. Тогда она не столь высоко возвышалась на окружающей местности, поэтому фрагменты керамики, полученные здесь, сильно обкатаны и создается впечатление, что его многократно затопляли ежегодные паводки Зарафшана.

Интересный объект, вскрытый на цитадели, - основание раннего минарета XI в., выстроенного из сырцового кирпича. По своим размерам он превышает всемирно известный минарет Калян в Бухаре (нач. XII в.). Нет сомнения, что здесь мы имеем дело с остатками одной из самых ранних соборных мечетей. Если принять во внимание ее 18-метровую высоту, то можно предположить, что минарет мог служить не только для призыва на молитву, но и местом наблюдения в неспокойные времена.

В VIII в. после арабского завоевания на смену согдийской культуре и языку приходит раннеисламская культура и новый язык. Согдийский язык становится мертвым. Это объясняется тем, что окружавшие оазисы кочевники-тюрки стали в массе оседать в сельских районах, ассимилировались с ними и передали им свой язык. Местные жители называют развалины Пайкенда "Шахри Вайрон" - разрушенный город. Время и люди не пощадили его. Многолетняя кропотливая работа археологов шаг за шагом приоткрывает завесу тайны, окружавшей Пайкенд на протяжении тысячелетий. Каждый здешний памятник - это послание из прошлого, обращенное в будущее. Нужно только уметь услышать и понять его.

Источник - НАРОДНОЕ СЛОВО

Категория: Ваши статьи | Добавил: buxoro (2006-09-28) | Автор: Валерий ДЕМИН
Просмотров: 925 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: