XIX век в Бухаре был ознаменован расцветом художественных ремесел - чеканки и производства ювелирных изделий, ткачества, вышивки и золотого шитья, резьбы и росписи по дереву и ганчу... Бухара становится крупнейшей школой ремесла, оказывая значительное влияние на творчество мастеров других городов и селений. Искусство городов мусульманского Востока, к которым относилась и столица Бухарского Эмирата, на протяжении веков объединял единый стиль, выработанный исламскими представлениями о красоте, тяготеющей к предельной эстетизации формы, изысканности линий, что было характерно и для ювелирных украшений. Их стиль отличался дробностью формы, обилием подвесок, свободных соединений, придающих изделию воздушность, легкость, использованием филиграни, ажурной прорези и зерни, полудрагоценных камней - аметистов, бериллов, турмалинов, кораллов.
"Разрабатывая старые и новые формы, мастера сохраняли в своем творчестве черты и своеобразие местного искусства. Хорезмийцы любили бирюзу, кораллы и предпочитали технику штамповки; бухарцы - филигрань, штамповку, рубин, жемчуг; кокандцы - зернь; ташкентцы - изделия из золота; каракалпаки - сохраняли верность серебру и сердолику; сурхандарьинцы - серебру и кораллам.
Многие формы ювелирных изделий, носившие ранее локальный характер, получили повсеместное распространение. Другие продолжали сохранять местное значение. Одновременно с сохранением традиционных форм все шире проникали и сравнительно новые. Возникновение их было связано с широким использованием золота. Изготовлялись украшения с драгоценными камнями, разработанные бухарцами золотые, с большим рубином в центре, окруженные жемчужинами серьги. Рубин получил большую популярность у ювелиров, так как в сочетании с золотом создавал звучное сочетание. Наиболее широко он использовался в перстнях. Реже рубин заменяла бирюза.
В 1950-70 годы центрами ювелирного ремесла оставались Ташкент, Бухара, Самарканд, Коканд, Хива. Круг ювелирных изделий почти не изменился: делались - серьги, кольца, браслеты, ожерелья. Так же сохранялись традиционные приемы изготовления: филигрань, чернь, дрижиж чеканка, зернь, гравировка, штамповка. Сохранилось все многообразие форм изделий, выпускавшихся в предшествующий период. Среди них были предельно лаконичные формы: золотые серьги в виде полумесяца, гладкие без орнаментации перстни с одним камнем, браслеты, излюбленные в прошлом серьги с легкими подвесками из бусинок коралла, жемчуга, зерни, стекла."
Статья называется "Ювелирное искусство Узбекистана", написана с использованием материалов Лунева В. "Ювелирное искусство городов и историко-культурных областей античного Узбекистана".// "Урбанистическая культура Узбекистана" (Материалы Международной научной конференции). Ташкент, 2003., и располагается на вот этой страничке: http://www.jewellerynews.ru/pages/article9-536.html
Приятного прочтения!