Новости сайта
Меню сайта

Календарь новостей
«  Сентябрь 2006  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Форма входа

Друзья сайта

Наш опрос
На портале Buxoro надо расширить:
Всего ответов: 39


Рейтинг@Mail.ru
» 2006 » Сентябрь » 12 » История развития чеканки в Узбекистане.
История развития чеканки в Узбекистане.
.....

В богатом и многоликом прикладном искусстве Узбекистана особое место принадлежит торевтике Узбекистана. Искусству рельефной обработки художественных изделий из металла. (Говоря о торевтике Узбекистана, древнего и средневекового времени, подразумевается производство художественных изделий из металла. Получившее широкое распространение, в среднеазиатских городах располагавшихся на территории современного Узбекистана.)

По древности происхождения она уступает лишь художественной керамике. Однако по числу уникальных образцов, своего рода шедевров различных эпох, по тематическому обилию мотивов и разнообразию художественно-технических средств и приемов торевтика Узбекистана значительно превосходит другие отрасли художественных ремесел. Благодаря непрерывности развития на протяжении многих веков традиции в торевтике выработались свои эстетические каноны, и достигло высокого совершенства исполнения. Чаще всего именно произведение торевтики (т.к. произведения из металла пользовались большим спросом в торговле) становились источником распространения новых художественных идей и приемов, образного воплощения обогащая местную традицию лучшими достижениями искусства сопредельных стран.
Местные торевты-чеканщики создавали свои произведения из различных металлов: золота, серебра, меди, бронзы и латуни. В древнейший период преобладают изделия из бронзы. Торевтика античности и раннего средневековья представлена в основном изделиями из серебра с позолотой, а начиная с XIв. в средней Азии, как и на всем Среднем и Ближнем Востоке, главной продукцией ремесленников-торетов становятся изделия из меди и ее сплавов.

В произведениях торевтики середины I тысячелетия все отчетливей начинают проступать черты степного сакско-скифского "звериного стиля". Особенно заметно это проявлялось в Искусстве севера и северо-востока Средней Азии, где расселялись сакские кочевые племена. Типичным образцом является ритуальный котел из Ферганы. В IX-X веках в связи с исламизацией среднеазиатских областей здесь происходит переосмысление античного и раннесредневекового наследия. Появляется стиль, синтезирующий традиции искусства различных народов, вошедших в состав халифата на новой идеологической основе.

К IX-X векам на всем мусульманском Востоке происходит массовое распространение бронзовых и медных изделий во многих случаях заменявших предметы из золота и серебра.

Школы чеканки

В коллекциях музеев широко и наиболее полно представлена художественная чеканка Узбекистана XVIII начала XX веков. Главными центрами производства чеканных изделий в то время были: Бухара, Хива, Коканд, Самарканд, Карши, Шахрисабз, Ташкент.

Издавна существовали основные три школы чеканки это Бухарская, Хивинская, Кокандская.

Бухара была крупнейшим центром региональной чеканки, и сюда приезжали учиться мастера из других регионов Средней Азии.

Изделия Бухарских мастеров отличаются сдержанным изяществом форм и устойчивостью орнаментальных мотивов выполняющихся обычно в технике глубокой чеканки. При всем разнообразии видов изделий Бухарская чеканка отличается простотой и строгостью форм.

Хорезмская школа чеканки особенно устойчива в своеобразии форм и орнаментов. Хорезмские кувшины для воды нельзя смешивать по форме и отделке с подобными же сосудами других районов.

Изделия мастеров хивинской школы строги и богаты. Под краской фона они не пользуются. В орнаменте хивинских чеканщиков преобладают элементы растительного характера.

Кокандская чеканка легко отличается от чеканки других районов своей неглубокой, но очень четкой резьбой, растительным главным образом, цветочным орнаментом. Кокандский и маргиланский орнамент очень измельчен и насыщен мелкими элементами. Перегруженность орнамента делает невозможным углубление техники чеканки. Кокандская чеканка очень богата растительным миром, это связано с тем, что Ферганская долина - край садов, цветов - тот растительный мир, что всегда вдохновлял местных мастеров, помогая им проникать в тайные образы природы.

Медно-чеканные изделия Коканда были по форме значительно разнообразнее традиционных изделий других районов.

Этапы выполнения чеканки

Медно-чеканные изделия создавались мастерами трех специальностей: медники изготовляли формы, лудили, литейщики отливали сосуды и части форм (ручки сосудов, куполки на крышах, кончики носа, шарниры и др.)

Чеканщики украшали изделия тонкой чеканкой и гравировкой.

Чеканка - тонкая ручная работа, выполняемая довольно простым инструментом - "каламом".

Виды каламов разнообразны и применялись с зависимости от характера орнамента и техники нанесения узора. Кроме них в наборе инструментов имелись еще молоток и предметы для шлифования поверхности после чеканки.

Обычно чеканщик работает сидя на полу перед низким деревянным столиком, на котором помещается подушка из толстого слоя особого вара - ее упругая и пластичная поверхность очень удобна для работы (она отражает и смягчает удары молотком по каламу).

Чеканщик, придерживая резец пальцами левой руки, правой отрывисто, но мягко ударяет молотком по верхнему концу наклонно поставленного резца. При чеканке высоких полых сосудов их внутренность наполняется песком или тряпками.

Закончив чеканку узора, мастер подчищает его контуры, обрезает и выравнивает края. А затем приступает к обработке фона узоров. Последней операцией является шлифовка поверхности. Основной принцип построения орнаментации узбекских чеканных изделий выражается в ограничении главной орнаментально темы каймой. Даже узор, украшающий тулово сосуда ограничивается снизу узкими орнаментальными поясками или выступающими оборками.

Распространенным мотивом узбекского орнамента является растительный "ислими" и его разновидности состоящих из вьющихся стеблей, узоров из цветов и листьев. К концу XIX и началу XX веков в чеканке Ферганы, а затем Бухары и Самарканда появляются изображения архитектурных памятников. Мастера Коканда вводят образы фантастических чудищ перенесенных c популярных в то время литографических изделий.

Мастера чеканки
Так как искусство чеканки развивалось издавна, оно богато уникальными мастерами этой области прикладного искусства.

Мы не можем не сказать о таких знаменитых мастерах как: уста Шади Муххамад (XVIII в), уста Баратбай, уста Салахаддин (XVIII в), которые развивали искусство в Бухаре. Хорезмская школа чеканки тоже славится своими мастерами виртуозами из них Матякуб Джанибеков, Ходжинияз Саидниязов (XVIII в).

Особенно своими неповторимыми работами отличались Кокандскме мастера этого тонкого вида искусства. Несомненно особое место в конце XIXв занимала в городе Коканде семья чеканщиков Атауловых, в середине XXв уста Лутфулла Фозилов, Шеркузи Мехмонов и в конце XXв уста Максуд Мадалиев.

Все эти мастера чеканки оставили после себя уникальных учеников и в наше время они воспитывают их. Одним из первых и особых учеников уста М.Мадалиева, стал уста Закир Гофуров, который с ранних школьных лет начал увлекаться чеканкой по меди.

Гофуров Закир родился в 1964г в городе Фергане в семье рабочего. С ранних лет у него зародился интерес к изобразительному искусству. Со школьных лет он увлекался и посещал кружки в школе. Заметив этот интерес у молодого мастера, М.Мадалиев взял на воспитание к себе в мастерскую, в Маргилан, где он начал учить его секретам чеканки. В 1978г в городе Ташкенте открылось объединение "Усто", объединение мастеров народного искусства и туда пригласили М.Мадалиева, которое в то время славилось своими произведениями искусства.

Окончив школу, в 1980г Гафуров З. проявляет себя преуспевающим учеником. Заметив это, учитель забирает Закира в Ташкент и зачисляет его в ряды работников объединения "Усто" учеником-чеканщиком, где руководил сам М.Мадалиев. В 1981г объединение "Усто" рекомендует трудолюбивого и талантливого ученика в художественное училище им. П.П.Бенькова. В том же году Закир Гафуров поступает в художественное училище в группу "лаковой миниатюры". Молодой ученик в свободное от занятий в училище время продолжает самостоятельно работать в области чеканки. Не удовлетворяясь своими знаниями, он в 1988г поступает в ТТХИ им. Островского в Ташкенте на заочное отделение, где он изучает историю и теорию изобразительного искусства всего мира. В свою очередь он работал в СЮТе руководителем кружка чеканки и где воспитывал молодых чеканщиков. В этот период своей деятельности Гофуров З. внес большой вклад в развитие чеканки и выработал свое индивидуальное направление, которое в дальнейшем стало началом развития Ферганской школы чеканки, которая своими богатыми орнаментальными элементами и новыми композициями отличались от Кокандской и Маргиланской школ.

1999г Закир Гофуров стал членом Союза Художников Республики Узбекистан. За этот период своей деятельности он неоднократно участвовал в областных, всесоюзных и мировых выставках.

1981г, Республиканская выставка, посвященная 1 МАЯ.

1992г. Республиканская выставка, посвященная празднику Навруз.

1995г. 50 лет со дня образования ООН.

1996г. 660 Рождению Амира Тимура.

1998г. Международная выставка "Дни Узбекской Культуры" в городе Ганновер, Германия.

2002г. "Ташаббус-2002", лауреат выставки, обладатель серебряной медали, почетное второе место.

За несколько лет своей деятельности Гафуров З. выпустил несколько учеников таких как: Муххидин Собиров, Нуриддин Собиров, Эльер Низамиддинов.

Просмотров: 2026 | Добавил: buxoro | Дата:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: